Анализ и раскрытие понятия

Анализ и раскрытие понятия

Схема описания произвольного понятия, явления или процесса. Подсказка для школьников, которым надо написать реферат на произвольную тему :-). Или для аналитиков, которым необходимо глубоко погрузиться в определенную область и не забыть упустить все существенные стороны и аспекты.

Введение

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам. Ссылка на Википедию.

Зачем? При проведении исследования на заданную тему часто упускаются существенные для понимания вещи, аспекты и результат анализа получается куцый и однобокий. Особенно это проявляется при первичном знакомстве с темой (вопросом). Чтобы этого избежать нам, студентам заочникам, потребовалась какая-то схема или методичка, по которой можно было бы работать…

Откуда? Схему нам дала преподаватель экономики, когда я получал второе высшее. Очень помогло разбираться со «старыми новыми» вещами, которые ты вроде знаешь, но как-то избирательно. А разбор по методичке позволял увидеть пробелы и восстановить более подробную картинку в голове.

Вот она, та волшебная картинка, которая поможет упорядочить мысли и знания о такой философской категории, как понятие.

Схема раскрытия понятия, явления, процесса

Причинно-следственные связи

Что необходимо сделать/описать по предложенной схеме? Первым шагом пытаемся понять как встроено разбираемое Понятие в окружающий Мир или среду (ключевой вопрос аналитика: «Чтобы что?» или «Зачем все это?»), почему оно возникло в Мире (что послужило предпосылками) и что из этого всего может вытекать?

  1. Выписываем в центре схемы то Понятие (явление, процесс), которое мы хотим «разобрать по-полочкам».
  2. Слева и справа описываем Причинно-следственные связи: процесс верхнего уровня от Перво причин до Следствий.
  3. При описании Следствий отдельным списком желательно перечислить факторы внешнего мира (окружающей среды), тормозящие или ускоряющие получение следствий (или по другому: что усиливает и что ослабляет проявление причинно-следственных связей).

Форма, атрибуты и функции

Вторым шагом после выявления причинно-следственных связей нужно описать уже само Понятие, раскрыть как оно проявляется в окружающем мире. Чем уникальным оно отличается от других понятий, какими своими особенностями оно выделяется?

  1. Сначала описываем структуру (форму) и сущность Понятия или явления: перечисляем свойства, атрибуты и функции, характеризующие уникальное проявление нашего Понятия в мире.
  2. Далее описываем формы и виды, которые принимает рассматриваемое Понятие в процессе движения от Причины к Следствию. Или другими словами, как выглядит история возникновения понятия или явления и как менялись его сущность и форма.
  3. Отдельным списком выделяем функции, свойства, атрибуты, характеризующие его связи с окружающим миром и другими субъектами и объектами (для программистов: описываем интерфейсные атрибуты и функции :-)).
  4. И завершаем блок выявляя современные тенденции в понимании исследуемого объекта, тенденции развития сущности и форм в будущее.

Закономерности

И завершающим этапом, нужно перечислить правила, законы (закономерности), которые структурируют Понятие.

  1. Описываются правила и принципы (выявленные в ходе предыдущих шагов анализа), законы, технологии, нормы и т.д.
  2. При необходимости, описывается возможный механизм контроля правил и законов.
  3. При необходимости, выделяется орган контроля (в части Понятий, относящихся к Обществу).

Заключение

Чтобы что? Расписав по такой схеме произвольное понятие, явление или процесс, мы получаем более-менее полную картину и можем избежать однобокого взгляда на мир.