Этот документ у меня родился во время работы с очень проблемным Заказчиком, который не мог определиться со своими «хотелками» и часто вносил изменения в требования. Потом я неоднократно пользовался данной шпаргалкой в своей работе и помогал коллегам «построить» своих бизнес-заказчиков.
Можно использовать как заготовку регламента или иного стандарта организации.
Цель методики – дать Организаторам совещаний инструмент повышения эффективности и сокращения затрат времени на проведение совещаний. А также, дать всем сотрудникам компании возможность получить эффект от проведения совещаний.
Данная методика рекомендуется к использованию всеми сотрудниками компании, которые выступают Организаторами совещаний. Методика описывает последовательность действий Организатора и дает рекомендации по их выполнению.
Первый этап – Подготовка
1.1. Составить список проблем, послуживших причиной проведения совещания.
- Ключевые вопросы, которые следует задать: «Почему мы хотим провести совещание?», «Из-за чего возникла необходимость в проведении?», «Что послужило источником нынешних проблем?». Сформулировать не более 5 причин.
- Записать причины в Чек-лист (Приложение №1).
1.2. Сформулировать цели проведения совещания:
- Ключевые вопросы, которые следует задать: «Для чего или зачем мы хотим провести совещание?», «Что мы хотим получить в результате?».
- При постановке рекомендуется подняться на уровень целей компании или ведущегося проекта с помощью эскалации (вопрос «А это зачем?»). Например, Цель – оптимизация работы. А это зачем? – Сократить затраты на проектах. Увеличить скорость выполнения проектов. А это зачем? – Повысить рентабельность компании.
- При постановке целей следует обязательно учитывать достижимость (в наших силах) и измеримость целей (как можно определить, что мы достигли цели). Цели, которые не проходят по этим параметрам, следует переформулировать. Например, сократить затраты на проектах. – Сократить затраты времени консультантов на проектах. Повысить качество работы. – Внедрить методику, повышающую качество совещаний (требуется убедиться, что методика повышает качество).
- Записать цели в Чек-лист (не более 3 целей). Примеры: «подготовить план работ …», «согласовать план работ …» (согласовать != подготовить), «принять организационное/управленческое/архитектурное решение …»
1.3. Разработать повестку (вопросы для обсуждения)
- Требуется составить список вопросов, обсуждение которых и принятие решений по которым позволят достичь целей совещания. Оставить минимум необходимых вопросов.
- Если вопрос не влияет на достижение цели, его следует отбросить.
- Если для закрытия вопроса участникам необходимо изучить какие-либо материалы, то данные материалы (документ, презентация, план …) необходимо добавить приложением к плану совещания и мероприятию в календаре!
- Записать повестку в Чек-лист (не более 5 пунктов в повестке).
1.4. Составить список участников
- В список включить тех лиц, которые заинтересованы в достижении целей совещания (включать более 5 человек в состав участников имеет смысл только для информационных совещаний, для принятия решений количество более 5-и не эффективно).
- Сбалансировать уровень участников (уровень компетентности) для того, чтобы избежать обсуждения вопросов, в которых большинство некомпетентны.
- Записать участников совещания в Чек-лист.
1.5. Подготовить план реагирования на риски и угрозы
- Идентифицировать риски и угрозы проведения совещания (психология участников, трудные вопросы, технические и организационные проблемы, время и т.д.)
- Риски – относятся к процессу совещания, могут его развалить. Требуют, в основном, организационных мер (модерирование) и психологической подготовки (Организатор для себя оценивает, кто и как из участников поведет себя во время совещания).
- Угрозы – могут усложнить проведение совещания. Требуют технических мероприятий, более качественной подготовки — дополнительные материалы.
- Описать риски, выработать идеи реагирования ни них, записать в Чек-лист.
- Описать угрозы, сформулировать вопросы для подготовки к совещанию, записать в Чек-лист.
1.6. Подготовить План совещания (Приложение №2) – может выполнить секретарь
- Перенести в План совещания из Чек-листа цели, участников, повестку, вопросы для подготовки.
- Добавить к Плану совещания дополнительные материалы (п. 1.3).
- Разослать План совещания всем лицам, перечисленным в Списке участников.
- Выполнить согласование времени и места проведения совещания со всеми заинтересованными лицами (получить подтверждения).
Результат первого этапа: подготовленные Чек-лист, План совещания, согласованное Мероприятие в календаре.
Второй этап – Проведение совещания
2.1. Придерживаться повестки (Организатор должен модерировать совещание).
- Не принимать решения по вопросам, которых нет в повестке. В Протокол совещания (Приложение №3) записывать их отдельным разделом (такой раздел позволяет купировать отклонения от темы):
- «Дополнительно к повестке рассмотрены следующие вопросы …»;
- «Принять … решение по ним до … числа»;
- «Ответственный …».
2.2. Фиксировать процесс обсуждения (может исполнять секретарь):
- Организатор должен вести пометки в чек листе — свои мысли и пометки помогут результативнее проводить обсуждение.
- Больше записывать (включая реплики, непродуманные идеи участников).
Результат второго этапа: Чек-лист с пометками о принятии решений или необходимыми работами, записи по ходу совещания.
Третий этап – Контроль (анализ результатов)
- 3.1. Сделать пометки в Чек-листе, какие вопросы рассмотрены, какие решения приняты, достигнуты ли цели совещания.
- 3.2. Подготовить протокол совещания, в котором записать, какие решения приняты по каждому пункту повестки (может выполнить секретарь). Решение о подписании протокола противоположной стороной принимается в зависимости от уровня принимаемых решений.
- 3.3. Провести анализ: «Достиг ли Организатор тех целей, которые он планировал?» и сформировать личный план мероприятий по результатам анализа в органайзер.
Результат третьего этапа: Чек-лист с пометками, Протокол совещания (рассылается участникам), собственный план работ Организатора.
Приложения
Чек-лист для подготовки и проведения совещания (приложение 1)
Причины проведения совещания (проблемы, источники проблем)
1. | |
2. | |
3. |
Цели проведения совещания (что нужно получить в результате)
1. | |
2. | |
3. |
Повестка (должна позволить достичь целей)
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. |
Список участников (заинтересованных в достижении целей совещания)
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
Риски
1. | |
2. |
Угрозы
1. | |
2. |
План совещания (приложение 2)
- Тема:
- Место проведения:
- Время начала:
- Продолжительность:
Цели совещания:
1. | |
2. |
Состав участников:
1. | |
2. |
Повестка:
1. | |
2. |
Вопросы и материалы для подготовки:
1. | |
2. |
Протокол совещания (приложение 3)
Тема: «»
Дата: «_____» _________________200__ г.
Время начала: ________ Время окончания: ________
Присутствовали:
от Заказчика (ФИО, наименование организации, должность)
от … «…» (ФИО, должность)
Рассмотренные вопросы и предложения:
Принятые решения и сроки выполнения:
Приложения:
Подписи сторон:
от Исполнителя от Заказчика
__________________ /________________/ __________________ /________________/
__________________ /________________/ __________________ /________________/
__________________ /________________/ __________________ /________________/
Согласовано:
от Исполнителя от Заказчика
__________________ /________________/ __________________ /________________/
«_____»_________________200__ г. «_____»_________________200__ г.